Петанк – популярная европейская спортивная игра в шары.
Название игры происходит от провансальского «pèd tanco» и дословно переводится, как «ноги – колья», поскольку при броске игрок не должен отрывать пятки от земли, пока шар не коснется земли, то есть ноги уподобляются врытым в землю кольям.
История игры
Похожие игры существовали ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Эллины обычно использовали для игры круглые камни и упражнялись в дальности броска, а римляне бросали окованные железом деревянные шары на точность попадания.
После падения Римской империи эта игра была забыта, но в средние века возродилась и стала настолько популярна, что в XIV веке её пришлось даже запретить, чтобы подданные занимались более полезными военно-прикладными упражнениями: фехтованием и стрельбой из лука.
Несмотря на запреты, игра дожила до наших дней. В различных формах, под разными названиями она существует в странах Средиземноморья и Британских островов. В том виде, в котором петанк известен в наши дни, он появился в начале XX века.
Цель игры состоит в том, что игроки двух команд на площадке размером 15х4 м по очереди бросают шары, стараясь положить свой шар как можно ближе к маленькому шару – кошонету (фр. cochonnet – поросенок).
При этом шар может задеть кошонет или сбить шар соперника, чтобы оттолкнуть его. Главное, чтобы в конце игры один или несколько шаров команды оказались ближе к кошонету, чем шары соперника. За каждый такой шар начисляется одно очко. Игра продолжается до 13 очков.
Правила игры в петанк в чём-то имеют сходство с кёрлингом и даже с гольфом, только без клюшек и лунок. Играть в петанк можно на любой площадке: песчаной, грунтовой, гравийной и т.д.
Размеры и вес шаров: кошонет имеет диаметр 30 мм, металлические шары имеют диаметр 70-80 мм, вес 650-800 гр.
Состав команд: по 1 человеку (тет-а-тет), по 2 (дуплет) или по 3 человека (триплет) в каждой. Возрастных ограничений нет.
В игре используется не более 12 шаров.
Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами.
Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами.
Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см.
Игрок первой команды бросает маленький шарик (кошонет) на расстояние от 6 до 10 метров, но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.
После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за круг.
После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар оппонента.
Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов.
Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету.
Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.
В примере на рисунке, команда, играющая красными шарами, имеет 2 шара, расположенных ближе к кошонету, чем самый близкий шар команды, играющей синими шарами, и таким образом получает 2 очка.
Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда-победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд. Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков.
Существует 2 вида бросков шара.
Первый – pointing или «установка», второй – shooting, то есть «выбивание». Они настолько различны, что профессиональные игроки используют, как правило, только один вид броска.
В первом случае, вы стараетесь разместить шар как можно ближе к кошонету. Во втором случае, вы выбиваете шары противника, что дает вам возможность получить очки различными способами:
1. Вы выбиваете шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из ваших шаров.
2. Вы просто расчищаете территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить свои шары как можно ближе к кошонету.
3. Идеальная ситуация, когда, выбивая шар противника, ваш шар остается на его месте. Вот это и есть знаменитое carreau.