О древности игры дальдос говорит рукописный кодекс XIII века, найденный в монастыре Серн Эбби (Южная Англия). Кодекс содержит рисунки шахматных досок и других игровых полей, в том числе для игры в дальдос.
Старожилы датского острова Борнхольм, указывая на мота и транжиру, не задумываясь произносят: Spilla daldōs – «заигрался в дальдоc». Восстановить облик и правила походной забавы викингов оказалось непросто.
В конце XIX века в свет вышел роман датского писателя Йенса Якобсена «Фру Мария Груббе». Его действие разворачивается в 1661 году, а главная героиня, жена королевского бастарда, – реальная историческая личность. В романе упоминается, что Мария Груббе играет в дальдос (это датский вариант названия игры, а норвежский – дальдоза).
В соседней Норвегии, в округе Ерен графства Ругаланн, традиция играть в дальдозу сохранялась до середины XX века. Во время Второй мировой войны, когда здешние фермерские хозяйства оказались изолированными, игра неожиданно получила новый смысл: теперь фишки «норвежцев» выступали против «немцев». С окончанием боевых действий интерес к дальдозе угас. В 1968 году школьный учитель Ула Баркве обнаружил уцелевший набор и написал об этом в местном историческом журнале, попутно обещав награду в 100 крон любому, кто сообщит подробности об игре. На призыв откликнулись датчане. Так выяснилось, что датская и норвежская игры родственны.
Игровое поле дальдозы похоже на лодку, а фишки – на сидящих вдоль бортов гребцов. Фигурки вставляются в отверстия и не падают с доски, даже если играть на борту корабля в сильную качку. Очевидно, дальдозу любили моряки, раз все сохранившиеся наборы были найдены в прибрежных районах и на островах.
По морю дальдос и прибыл в Европу. Внешне он схож с древнеегипетской игрой шен, или «собаки и шакалы», но эти игры разделяют 2000 лет.
Хорошо сохранившаяся доска для египетской игры «собаки и шакалы», датированная XIX веком до нашей эры.
«Потомки» игры шен – сиг и таб существуют у бедуинов Сахары и Судана. Скорее всего, эти игры попали на Север стараниями самих викингов: в IX веке их дракары заплывали в Средиземное море и ходили у берегов Африки. Почти тысячу лет дальдос кочевал вдоль побережья Атлантики, с одного корабля на другой. А когда паруса сменились паровыми двигателями, от игры осталась лишь поговорка «заиграться в дальдоc», которую произносят не задумываясь о её значении.
Игровое поле
На доске, напоминающей кораблик, три ряда отверстий. Датские и норвежские доски разные: на датской по 16 отверстий в крайних рядах и 17 в центральном, на норвежской их соответственно 12 и 13. Фишки соперников различаются не цветом, а формой – квадратные и круглые.
Кости
Игральные кости необычны: это две короткие четырехгранные палочки со сточенными торцами. Три грани отмечены римскими цифрами II, III и IIII, а вместо единицы в Дании принято вырезать букву А, в Норвегии – букву X; эта грань называется dallen, а сторона с двойкой – døs, что, собственно, и дало имя игре daldøs.
Старт игры
Фишками заполняют внешние ряды, причем «лопасти» ориентируются перпендикулярно дорожкам. Для хода нужно, чтобы хоть одна кость показала «дал» - это позволяет активировать фишку: игрок поворачивает ее, как ключ, параллельно дорожкам, после чего она может ходить. Активировать разрешается любую фигуру, но обычно первый ход делает ближняя к «корме», так как чужую фишку можно перепрыгнуть, а свою нет. Через две и больше фишек прыгать нельзя.
Ходы
Выйдя на центральную дорожку, фишки движутся от «кормы» к «носу» и рубят друг друга, занимая места фишек противника. Выпавшие на костях очки можно суммировать или распределять между двумя фишками, однако все они должны быть использованы, и только если ход невозможен, он пропускается. Игрок должен израсходовать максимум доступных очков. Например, если выпало 2 : 3, но есть лишь один ход на 2 или 3, игрок обязан пойти на три шага. Двойной «дал» дает право на дополнительный бросок.
Цель игры
Фишка, достигшая «носа», выходит на дорожку соперника и далее движется уже по ней на корму, срубая или перепрыгивая фишки, застрявшие на старте (рубить можно и активную, и неактивную фишку). Если она добирается до «кормы», то опять выходит на среднюю дорожку, движется к «носу» и так далее. На домашнюю дорожку фигура больше не возвращается. Противник делает то же самое. Эти две карусели вертятся на «палубе», пока у одного из игроков не останется одна фишка – он и считается проигравшим.
Тактика
Игра в дальдос сродни задачке по перевозке волка, козы и капусты: нужно выйти на центральную дорожку, активировать фишки в домашней и пригнать хотя бы одну фигуру на «нос» корабля, чтобы приступить к истреблению сил противника. Полезно держать активированного «воина» в начале домашнего ряда, чтобы прогнать захватчиков, как только те туда войдут, поэтому большинство выпавших «далов» играющие тратят на активацию, хотя можно использовать его как единицу.
Ближайший родственник дальдозы игра сахко бытовала у саамов (лопарей), живших в приморских районах Северной Норвегии, Финляндии и России, на узкой полосе арктического прибрежья от Северного Тромсё до Кольского полуострова. Саамы – кочевники и рыболовы, но не мореходы – переняли ее у викингов. Игра была популярна в позднее Средневековье, однако по причине ее азартности, а также из-за наличия в ней фигурки короля, которую священники считали идолом, лютеранская церковь осуждала и преследовала игроков и практически уничтожила сахко к началу XIX века. Энтузиасты из Норвегии, Финляндии и России восстановили правила только в наши дни.
В проливе Те-Солент возле острова Уайт в 1545 году затонул британский парусник «Мэри Роуз». Место крушения обнаружили в 1971-м. Большая часть корпуса и груза были в столь хорошем состоянии, что в 1982 году корабль подняли на поверхность. На дне одной из бочек оказались вырезаны два игровых поля: одно для игры в мельницу, другое, формой напоминающее кораблик, игровое поле для дальдозы.
О древности дальдозы говорит рукописный кодекс XIII века, найденный в монастыре Серн Эбби (Южная Англия). Кодекс содержит рисунки шахматных досок и других игровых полей, в том числе для дальдозы.