Cоциальный проект

“Скобариада: от досуга к развитию”

Рюхи

Игра рюхи напоминает всем известные городки. Рюха – это кусок дерева. Сведения об этой игре зафиксированы в «Словаре русских народных говоров», где приводятся самобытные игровые термины: рюхаться – играть в рюхи, рюх – чурка для игры в рюхи, рюхалка – бита при игре в рюхи, рюшник – любитель играть в рюхи, зажигать – бить первому в игре в рюхи.
Смысл игры заключается в том, что расставленные в пределах города небольшие деревянные чурки (рюхи) выбиваются из него битами (скалбами) игроков.

Историческая справка

Принимая во внимание то, что палка является древнейшим и чрезвычайно широко распространенным в народной среде видом охотничьего и воинского оружия, имеются все основания полагать, что обычай устраивать состязания в метании палки в цель уходит корнями в глубокую древность.

Очевидно, что в XIX - XX в. народные игры с метанием палки в цель были распространены у русских (и у других восточных славян) в гораздо большей степени, чем остальные традиционные состязания такого рода.

Одна из самых распространённых игр с метанием палки – рюхи (городки). 

Необходимо отметить, что игра в городки в разных вариантах бытовала у русских практически повсюду.

Широкое бытование этой игры в русском мире привело к большой вариативности. 

рюхи5

В такой игре одна команда численностью от одного до пяти-семи человек состязается с другой командой равной численности. Для каждой из них определяли городок, один в виду другого, в его пределах выстраивали фигуру или несколько фигур последовательно с использованием от трех до пятидесяти рюх. Игроки обеих команд по очереди выбивали рюхи из пределов городка противника посредством метания палок – бит, стремясь истратить на это возможно меньшее количество бросков. Рюхи представляли собой чурки цилиндрической формы из липы, березы. Размеры их широко варьировались от чурок длиной около 20 см и диаметром 4-4,5 см до рюх длиной 8-9 см и диаметром 7-8 см, а биты - палки цилиндрической формы такого же диаметра длиной около одного метра. 

Существовало чрезвычайно большое число вариантов и разновидностей игры в рюхи (городки). Эти варианты отличаются друг от друга, прежде всего, формой площадки и размещением на ней города и кона, а так же фигурами установки рюх. В общем ходе состязания игра практически везде одинакова. 

Начинали состязание – «зажигали город» - как правило самые ловкие и меткие игроки – «зажигающие». Город считался «зажжёным», если хотя бы одна рюха в результате метания биты вылетала из его пределов. Игра в рюхи требовала от её участников физической силы, глазомера, сноровки. 

Местом для игры в рюхи обычно служила любая ровная площадка достаточных размеров. Нередко играли прямо на улице, площади и т.п.

Деление игроков на партии осуществлялось либо по месту жительства, либо по принадлежности к той или иной профессии, либо соперники определялись посредством конания.

В рюхи, в отличие от других состязаний с метанием палки по цели, играли не только дети и подростки. Повсеместно в этой игре участвовали взрослые.  

Если команда игроков, начавшая состязание первой, выбивала все рюхи из городка, то, как правило, их соперники имели возможность отшибиться - метнуть столько бит, чтобы в итоге количество бросков у обеих сторон стало равным. По обычаю, который отмечен практически повсеместно, побежденные возили победителей на своих спинах от одного городка до другого условленное число раз и устанавливали рюхи для новой игры. 

Весьма интересно то, что формы городков и расстановка рюх в значительной части случаев в миниатюре повторяют в плане конфигурации городков и расстановку их защитников и игре «взятие снежного городка».

Повсеместно в рюхи играли на пасхальную неделю, пасху, на Троицу, перед ней и в последующем до Петрова дня включительно, на Петра и Павла, либо на Кузьму Демьяна. Помимо праздников в весенне-летний период в городки играли на досуге и в воскресные дни.

Рюхи2

 

Инвентарь и подготовка к игре

Рюха – это кусок дерева. Для того чтобы сделать рюхи, нужно распилить тоненькое бревно на кусочки длинной до 10 см. Играют 2 команды по 6-7 человек. Для игры потребуется хотя бы две биты диаметром до 8-9 см и длиной от земли до пояса игрока (до 1 м), которые называются «скалбы».

рюхи

Каждая команда на расстоянии 5 м чертит свой «город» - квадрат размером 5х5 м. На передней линии города команды рядами выстраивают рюхи. Для этого потребуется до 60 рюх.

На фото расстановка рюх на площадке.

Рюхи3

Затем команды канаются (определяют, кто начинает игру) – бросают биту со словами: «Куда укажет комель (или рукоятка), тот разжигает город». Биты бросаются с передней линии города. Сначала игроки «разжигающей» команды делают по одному броску. После этого игроки второй, а затем и первой команды делают по 2 броска. Цель игры: быстрее соперника выбить все рюхи за пределы города.

ПРАВИЛА ИГРЫ В РЮХИ

Рюхи - игра с битами (скалбами) и рюхами между двумя командами.

Цель игры – выбить битами все рюхи из города команды соперников за неограниченное количество бросков в «длинных рюхах (традиционных рюхах)» или как можно больше рюх в «коротких рюхах» за установленное правилами количество бросков.

ДЛИННЫЕ (ТРАДИЦИОННЫЕ) РЮХИ

«Длинные рюхи» представляют собой аутентичные вариант игры, зафиксированный в живом бытовании в городе Осташково, Тверской области.

Оборудование и инвентарь

Для игры используется ровная травяная или земляная площадка. Допускается проведение соревнований на асфальтированной площадке или площадке с резиновым покрытием. 

Размер площадки для игры 25х10 м. С двух сторон площадки размещаются два города, представляющие собой квадрат размером 5х5 м. Города находятся на расстоянии 5 метров друг от друга. Ближняя к городу соперников сторона города называется «полукон», дальняя «кон». Площадка может иметь ограждения для удержания скалб.

рюхи6

В игре используется по 60 рюх в каждом городе. Рюхи представляют собой небольшие березовые круглые столбики высотой 8,5 см и диаметром 7 см в сечении.

Рюхи устанавливаются в четыре-пять рядов вдоль линии полукона. Последнее четыре рюхи в каждом ряде с левой стороны развёрнуты в сторону города противника под небольшим углом.

Скалбы представляют собой берёзовые биты высотой 1 м и 7 см в сечении. С одной стороны, скалбы имеют рукоять.

Участники и состав команд

Соревнования по рюхам проводятся в следующих возрастных группах: юноши (15-17 лет) и взрослые (старше 18 лет).

Каждая команда состоит из 6 участников.

К участию в игре допускаются только юноши и мужчины в рамках своих возрастных групп.

Система проведения соревнований

Соревнования по игре в рюхи проводятся между командами по системе на выбывание.

Игра состоит их нескольких подходов. После каждого подхода команды меняются местами.

Определение команды победителей

В подходе побеждает команда, игроки которой раньше выбьют из города противника все рюхи за коновую черту. 

Игра проходит по правилу "до трёх раз" - команда победителей определяется по итогам трёх подходов. 

Общий ход игры

Каждая команда выбирает из своего состава капитана – самого опытного игрока.

Перед началом игры проводится жеребьёвка - капитаны устанавливают, какой из двух команд придётся «зажигать» – начинать игру. Для этого кто-то из капитанов берёт скалбу и подбрасывает её вверх, закручивая так, чтобы она несколько раз прокрутилась в воздухе и упала на землю. После этого игроки смотрят, на какой «город» указывает рукоятка – той команде и начинать.

Капитаны в командах определяют очерёдность бросков игроков и руководят игрой своей команды. Очерёдность бросков не меняется в процессе игры.

В первый раз все игроки «зажигающей» команды выполняют по одному броску. В последующем каждый член команды выполняет по два броска. После выполнения бросков всеми членами команды очередь совершать броски переходит к другой команде.

Игрокам бросающей команды, разрешается вовремя броска отходить от города в сторону, но не пересекать переднюю линию. Кроме этого, если не мешают собственные рюхи вовремя броска из своего города разрешается заступать левой ногой за полукон - переднюю линию.

После каждого броска игрок другой команды убирает скалбу с игрового поля, чтобы она не мешала следующему броску. Игроки команд, подбирающие скалбы друг у друга, закрепляются в начале игры и соответствуют порядковому номеру бросающего.

Когда одна из команд в очередной попытке выбила все рюхи соперника из города, то другой команде предоставляется право выполнить такое же количество бросков в соответствии с очерёдностью бросающих. Если другая команда выбьет все рюхи, то в подходе объявляется ничья.

КОРОТКИЕ РЮХИ

«Короткие рюхи» представляют собой спортизированный вариант игры в рюхи. Настоящие правила позволяют проводить соревнования между большим числом команд в короткий промежуток времени.

Оборудование площадки и инвентарь

Для игры используется ровная травяная или земляная площадка. Допускается проведение соревнований на асфальтированной площадке или площадке с резиновым покрытием. 

Размер площадки для игры 15Х8 м. С двух сторон площадки размещаются два города, представляющие собой квадрат размером 3Х3 м. Города находятся на расстоянии 5 метров друг от друга. Ближняя к городу соперников сторона города называется «полукон», дальняя «кон». Площадка может иметь ограждения для удержания скалб.

рюхи7

В игре используется по 45 рюх в каждом городе. Рюхи представляют собой небольшие березовые круглые столбики высотой 8,5 см и диаметром 7 см в сечении.

Рюхи устанавливаются в четыре-пять рядов вдоль линии полукона. Последнее четыре рюхи в каждом ряде с левой стороны развёрнуты в сторону города противника под небольшим углом.

Скалбы представляют собой берёзовые биты высотой 1 м и 7 см в сечении. С одной стороны скалбы имеют рукоять.

Участники и состав команд

Соревнования по рюхам проводятся в следующих возрастных группах: подростки (12-14 лет), юноши (15-17 лет), зрелые (старше 18 лет).

Каждая команда состоит из трёх участников.

К участию в игре допускаются юноши и девушки, возможны смешанные команды. 

Система проведения соревнований

Соревнования по игре в рюхи проводятся между командами по системе на выбывание. 

Определение команды победителей

Выигрывает команда, которая выбила большее число рюх из города команды соперников, за определённое правилами количество бросков. Рюхи необходимо выбить за коновую черту.

Общий ход игры

Каждая команда выбирает из своего состава капитана – самого опытного игрока.

Перед началом игры проводится жеребьёвка - капитаны устанавливают, какой из двух команд придётся «зажигать» – начинать игру. Для этого кто-то из капитанов берёт скалбу и подбрасывает её вверх, закручивая так, чтобы она несколько раз прокрутилась в воздухе и упала на землю. После этого игроки смотрят, на какой «город» указывает рукоятка – той команде и начинать.

Капитаны в командах определяют очерёдность бросков игроков и руководят игрой своей команды.  Очерёдность бросков не меняется в процессе игры.

За время игры каждый игрок совершает по три попытки в каждой из которых он совершает по два броска. После выполнения каждой попытки всеми членами команды очередь совершать броски переходит к другой команде.

Вначале игры игроки имеют право бросать скалбы, находясь внутри своего города за рядами своих рюх. Как только из города команды соперников удаётся выбить хотя бы одну рюху, игрокам бросающей команды, разрешается вовремя броска отходить от города в сторону, но не пересекать переднюю линию. Кроме этого, если не мешают собственные рюхи вовремя броска из своего города разрешается заступать левой ногой за полукон - переднюю линию.

После каждого броска игроки другой команды убирает скалбу с игрового поля, чтобы она не мешала следующему броску. Игроки команд, подбирающие скалбы друг у друга, закрепляются в начале игры и соответствуют порядковому номеру бросающего.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ В РЮХИ

Применяется для игры с рюхами-городками длиной 20 см и диаметром 4 см. На земле чертят два города 1,5х1,5 м и на некотором расстоянии, которое определяется по договорённости, отмечают чертой место кона, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе выстраиваются рюхи – городки в количестве от 4 до 6 шт, из них делают разные фигурки. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города соперника. Пока не разожжён город, т.е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона (с расстояния до 13 м). Когда же разожгут город, то получают право бить с полукона (расстояние до 6,5 м), т.е. ближе к расположению фигур. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры – выбить из города соперника все рюхи.

рюхи7

Складываются рюхи так: 1. Плашмя, одна около другой. 2. Плашмя, одна рюха стоит. 3. Рюхи лежат боковой поверхностью вперёд. 4. Рюхи стоят в два ряда. 5. По одной. 6. Парами. 7. Фигура «Гвоздь». 8. Фигура «Слон». 9. Фигура «Ворота». 10. Фигура «Поезд». 11. Фигура «Колотушка». 12. Фигура «Фонарь». 13. Фигура «Бутылка». 14. Фигура «Колодец». 15. Фигура «Молоток».

Рюхи4

Каждый играющий бьёт только один раз. Если первый игрок выбил рюху с кона, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остаётся там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон. Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Та команда, которая не успела выбить все городки, проигрывает.

Источники: https://vk.com/riyhi_igra

http://atmanovskiekulachki.ru/index.php/etnosport/ryukhi/pravila-sorevnovanij

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1132300